Действующий (деревянный) храм в Старом Беляеве во имя
преподобного
чудотворца
дата освящения: 14 сентября 2008 года
«Если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царство Божие
»

Ин. 3, 5
таинства
Крещение

Таинство Крещения – это такое священное действие, в котором крещаемый в момент троекратного погружения в воду «облекается во Христа» – то есть возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь, омывается от первородного греха «ветхого человека» и ему возвращается потерянное Адамом и Евой Божие благословение. Сам Господь указывает нам на то, что Святое Крещение есть основополагающее Таинство для нашего спасения: «если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5–6)».

При Крещении человек становится членом Церкви и получает шанс на спасение в жизнь вечную. Вот почему важно достойно подготовиться к совершению этого Таинства, тщательно подойти к выбору Крёстных родителей, называемых восприемниками, – именно они будут давать перед Господом обеты за ребёнка и, в дальнейшем, вместе с родителями будут ответственны за его духовный рост и развитие, за то, чтобы благодать, полученная ребёнком при Крещении, лишь приумножалась.

Обычно ребёнка крестят на 40-ой день от рождения. По древней православной традиции, сохраняющейся и до сих пор, на 8-ой день после рождения ребёнка было принято проводить обряд наречения имени, стараясь при этом назвать его по святцам одним из имён святых, дата поминовений которых приближена к дате рождения. Это не является обязательным установлением и ребёнка можно назвать и именем любого другого святого, прославленного Православной церковью. В настоящее время обряд наречения имени, так же как и очистительные молитвы над матерью ребёнка, часто проводят непосредственно перед Крещением.

Таинство Крещения начинается с оглашения. Самые существенные священнодействия оглашения: заклинание сатаны, отречение от него (либо восприемниками, либо крещаемым), последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание Православной веры (чтение «Символа веры», либо крёстными в случае крещения младенцев, либо самим крещаемым).

Далее священник освящает воду в купели: чтением молитв и троекратным знамением креста сначала рукой, а затем и елеем, которым помазывает также и младенца. После этого священник троекратно погружает младенца в воду, произнося: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святого Духа. Аминь». Далее восприемник (как правило одного пола с крещаемым) берёт младенца на руки, на него надеваются белые крестильные одежды и крестик. После этого совершается таинство миропомазания.


Как готовиться к крещению

Следует помнить, что именно восприемники (Крёстные) во время Таинства Крещения свидетельствуют за ребёнка о Православной вере и отрекаются от власти сатаны. Поэтому очевидно, что в крёстные ребёнку необходимо выбирать людей православных. Для крещения достаточно одного восприемника, как правило (но не обязательно) одного пола с крещаемым. Сложившаяся практика привлекать к Крещению двух восприемников является благочестивым обычаем и не является обязательной. В некоторых случаях возможно привлечение в качестве крёстных родителей родственников – бабушек, дедушек, дядей и пр.

Восприемникам нужно заблаговременно готовится к Таинству Крещения. Желательно самим исповедоваться и причаститься, почитать Евангелие, а также прослушать огласительные беседы об основах Православной веры при Храме, где планируется совершать Крещение. Нужно заранее выучить (или хотя бы уверенно прочитать с листа) молитву «Символ веры», знать молитву «Отче наш».

После Крещения ребёнка именно на восприемниках и родителях лежит обязанность дать детям такое христианское воспитание, которое позволило бы сохранить и приумножить полученную во время Крещения благодать Божию, чтобы ребёнок смог по достижении возраста совершеннолетия уже сам самостоятельно исполнить все обеты, данные за него восприемниками во время Крещения. Поэтому в дальнейшем крёстным нужно молиться о крестнике самим и научить молитвам ребёнка, преподать ему основы Православной веры и примером собственной жизни показывать ребёнку основные христианские добродетели.

В исключительных случаях (например, угрозе смерти) любой человек может совершить крещение ребёнка, троекратно погрузив его в воду с чтением молитвы: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святого Духа. Аминь».
Миропомазание

Миропомазание – освященным Миром священник помазывает во имя Святого Духа крестообразно лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги – в это время помазаемому таинственно подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. Далее священник и крещаемый с восприемниками и зажжёнными свечами трижды обходят вокруг купели в знак торжества и радости духовной. За этим следует отрывок из послания апостола Павла к римлянам. Пострижение – священник крестообразно выстригает волоски в знак посвящения Господу, складывает их на восковую лепёшку и опускает в купель.

Обычно сразу после этого совершается Воцерковление – младенец проносится по Храму, подносится к Царским вратам, а мальчики непосредственно вносятся в алтарь. Вскоре после Крещения младенца нужно причастить Святых Христовых Таин.


Как готовиться к миропомазанию

Так как в Православной Церкви Таинство миропомазания совершается вместе с Таинством крещения, то подготовка к нему входит в подготовку к Таинству крещения.
Покаяние

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Христом. В этом определении указываются как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом.


Как готовиться к таинству покаяния

К Исповеди и Причастию допускаются только крещёные православные христиане. Необходимо заранее уточнить в церкви, когда будет совершаться исповедь.

Готовясь к исповеди, нужно постараться вспомнить все свои грехи перед Богом и ближними, возможно записать их и искренне в них сокрушаться; нужно попросить прощения у всех, кого обижали вольно или невольно. Исповедующийся подходит к священнику, который стоит перед высоким столиком – аналоем, на котором лежат Евангелие и Крест. Они напоминают о том, что мы исповедуемся, в первую очередь, незримо присутствующему Христу! Поэтому очень важно рассказывать на исповеди всё как есть, ничего не утаивая, ничего не стыдясь и не занимаясь самооправданием. Священник – только свидетель нашего раскаяния перед Богом, он может помочь вспомнить забытые грехи, подсказать способы борьбы с ними. В конце исповеди, если священник видит искреннее раскаяние человека в грехах, то кладёт на наклонённую голову исповедующегося конец Епитрахили (часть облачения священника) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. С этих пор грех считается прощённым и упоминать его на следующих исповедях не нужно. Исповедующийся совершает крестное знамение, а затем целует лежащий на аналое Крест.
Причащение

Таинство Причащения или Евхаристии («благодарения») – главное Таинство нашей Церкви. Оно было установлено на Тайной Вечери самим Иисусом Христом. Во время Литургии по молитвам канонически рукоположенного священника Православной церкви хлеб и вино невидимо превращаются в Тело и Кровь Христову.

Чтобы достойно причаститься, очень важно осознавать, какую Святыню мы готовимся принять в себя. К Таинству Причащения нужно относиться с благоговением, стараться не оскорбить Господа своим нерадивым отношением к Его Телу и Крови. Нужно ясно представлять, что причащаясь в Православной церкви, мы приобщаемся к пребывающим в Святых Дарах самому Господу. В душе человека должны быть покаяние, вера и любовь. Чтобы можно было приступать к приобщению Святых Тайн Христовых очищенным от грехов, в церкви установлено Таинство Исповеди, которое, по обычаям нашей церкви, предшествует Причащению.

К исповеди и Причастию допускаются только крещёные православные христиане! Необходимо заранее уточнить в церкви, когда будет совершаться исповедь.


Как готовиться к причащению

Причастие Святых Христовых Тайн совершается во время Божественной Литургии, которая служится, как правило, утром. Обычная подготовка к Таинству Причащения (в церковной практике называемая говением) включает в себя:

1. Пост в течение 3-х дней (отказ от пищи животного происхождения – мяса, молока, яиц и, при строгом посте, рыбы), а также отказ от супружеской близости.

2. Примириться со всеми, кого обидели.

3. Накануне необходимо быть на вечернем богослужении.

4. Исповедоваться и получить благословение от священника на причащение.

5. Прочесть молитвенное правило к Причастию: 3 канона – Покаянный ко Господу, Молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу Хранителю, Последование ко Святому Причащению, а также молитвы вечерние и утренние (все молитвы можно найти в любом молитослове).

6. Не есть и не пить после 12-ти часов ночи (евхаристический пост).



Больным и беременным по согласованию со священником может быть сделано послабление поста. Дети до 7 лет постятся по силам или вовсе не постятся.

Если человек ходит в храм постоянно, соблюдает все установленные Церковью посты (Рождественский, Великий, Петров и Успенский, а также постится каждую среду и пятницу), то в этом случае пост перед причастием может быть сокращён по согласованию с духовником.

Все подготовительные молитвы необходимо прочесть до начала службы в храме. Во время службы нужно молиться вместе со всеми. Когда священник выносит Чашу со Святыми Дарами, нужно повторять за ним молитву перед Причащением, затем благоговейно, со сложенными крестообразно руками (правая рука сверху), не крестясь, подойти к Чаше и, назвав свое имя, причаститься. Далее отойти к специальному, неподалёку стоящему столику, где приготовлено тёплое вино и кусочек просфоры, чтобы запить Причастие.

После Причастия по окончании службы читаются благодарственные молитвы по Святом Причащении, их можно либо послушать в храме, или прочитать самостоятельно. Причастившись Святых Христовых Тайн, желательно провести этот день в тишине, сохраняя полученную благодать Святого Духа, читать духовную литературу, заниматься богоугодными делами.

Больных или умирающих людей священник может причастить дома или в больнице.

Если православный христианин с благоговением и должной подготовкой причащается Святых Христовых Тайн, то сам Господь пребывает в нём.
Елеопомазание (Соборование)

Таинство Святой Соборной и Апостольской Церкви, в котором при помазании тела специально освящённым маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая духовные и телесные немощи.

При совершении Таинства Соборования также прощаются и забытые или неосознанные (но не сознательно утаённые!) человеком грехи, поскольку большинство болезней являются именно следствием греха.

Установление Таинства Соборования относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14—15)».

По уставу Церкви Соборование полагается совершать семи священникам (т.е. собору). Однако Церковь допускает совершение Елеосвящения и меньшим числом священнослужителей.

Таинство Соборования может совершаться на дому над тяжелобольным человеком, при этом по правилам необходимо, чтобы человек находился в сознании.

Таинство Соборования проводится также и в Храме для всех желающих, чаще всего во время Великого и Рождественского постов.

Вопрос о частоте Соборования необходимо решать со своим духовником, обычно рекомендуют приступать к Соборованию один раз в год.

Специальной подготовки к совершению Елеосвящения не требуется. Важно приступать к этому Таинству с верой в Господа и благоговением. Собираясь на Соборование, желательно предварительно исповедоваться.

Лучше всего заранее подать записку с именем приступающего к Соборованию, уточнив дату его проведения в конкретном Храме. Также желательно купить на Соборование свечу, а чтобы со свечи не капал воск, её, как правило, продевают сквозь бумажку.

В день Елеосвящения в центре храма ставят стол, на который кладут Евангелие, крест и ёмкость с пшеницей; в крупу устанавливают небольшой сосуд, который заполняют елеем (маслом) с красным вином; окружают пшеницу свечами, к которым прикреплена вата для помазания. Количество свечей соответствует количеству священнослужителей, которые проводят Таинство. Зёрна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления.

Во время совершения Таинства сначала читаются подготовительные молитвы и канон, затем священниками прочитываются семь различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. На время чтения Евангелия надо зажечь свою свечу, после каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным елеем, смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. На время помазания елеем (по окончании чтения Евангелия), свечу гасят, зажигая её вновь с каждым Евангельским чтением. Крестообразно помазывают обычно лоб, щёки, ноздри, губы, шею, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха (ум, слово, чувство, дело). На Соборование лучше прийти в одежде с открытым воротом. После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать её нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание.

Над детьми до семи лет Елеосвящение не проводится.

В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой елей (помазываться и наливать в домашние лампадки) и оставшуюся пшеницу, которую можно добавлять в пищу.
Венчание

Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие. Желающие повенчаться должны быть верующими православными христианами. Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак.

До венчания жених и невеста должны исповедоваться и причаститься святых Христовых Таин. Если супруги уже живут вместе, то накануне венчания они должны воздерживаться от супружеских отношений.

Дни, в которые не совершается венчание:

– Накануне среды и пятницы в течение всего года.
– Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).
– В Рождественский пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.
– От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.
– В Петров пост.
– В Успенский пост.
– Накануне и в дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.



Как готовиться к таинству брака

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза.

Но всё же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.

Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

– Икону Спасителя.
– Икону Божией Матери.
– Обручальные кольца.
– Венчальные свечи (продаются в храме).
–Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Священство (Рукоположение)

Таинство Священства совершается над человеком, который избирает жизненный путь священнослужителя и получает особую благодать для того, чтобы совершать богослужения и Таинства. Во время совершения этого Таинства епископ канонической Православной Церкви во время литургии возлагает руки на голову посвящаемого и читает особую молитву, после чего посвящаемого одевают в особую одежду, полагающуюся его сану.

Совершается таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией (греч. «возложение рук»), только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение.

Священнослужители бывают трёх степеней. Самая высокая из них – епископ. Епископы Православной Церкви являются прямыми приемниками Апостолов, они управляют церквами и могут совершать все Таинства. В зависимости от того, каким округом он управляет, епископ может быть – епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом, но всё это разные названия одного и того же сана епископа. Епископами могут быть только монахи.

Вторая степень священства – это священник, который может совершать все Таинства, кроме священства.

Третья степень – это диакон, который сам совершать Таинств не может, но помогает священнику при их совершении.

Существует понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов. А через апостолов каждый священник получил благодать от самого Господа нашего Иисуса Христа.
«Диавол не обладает никакой силой и властью
над человеком верующим, ходящим в Церковь, исповедующимся, причащающимся»

Паисий Святогорец